20 лучших японских фильмов, которые стоит посмотреть

5. Кикуджиро

«Кикуджиро» — хорошая японская драматическая комедия, вышедшая 20 мая 1999 г. Фильм Такеши Китано, оформленный по оригинальному сценарию маэстро, полностью оправдал ожидания поклонников его творчества, покорив проникновенностью визуальной подачи и филигранно «обрисованными» характерами.

Мальчик по имени Масао растёт с бабушкой, мать ребёнка оставила его, уехав в другой город на поиски лучшей жизни. Однажды мальчишка знакомится с человеком, который так же по-своему одинок. Он не любит работать, а его задиристый нрав постоянно побуждает решать проблемы с помощью драки. Взаимоотношения новых знакомых приводят к тому, что свободолюбивый авантюрист решает помочь парнишке отыскать мать. Вместе они отправляются в путешествие.

Становление кинематографа

Снимать кино в Японии начали в 1899 году. Первые фильмы Японии походили на театральные постановки. В них все – от игры актеров до декораций — напоминало японский театр кабуки. В связи с тем, что японская манера общения, жесты и мимика разительно отличались от европейских, в фильмах присутствовали кацубэнэ – люди, которые после каждого эпизода описывали, что происходит на экране.

Со временем из кинематографа начали исключать театральные веяния. Родоначальником такого новаторства стал режиссер Сёдзо Макино. Фильмография постепенно становилась все более реалистичной.

30-е годы ХХ века считаются самыми плодотворными в японском кино. В это время появился звук, над созданием фильмов начали работать не только режиссеры, но и продюсеры.

50-е годы – «золотой век» японского кинематографа. В это время образовалась так называемая «большая шестерка» — 6 кинокомпаний, 5 из которых действуют и сегодня. В это время больше выходит документальных фильмов, сюжеты которых рассказывают о становлении Японии и Второй мировой войне. Под конец 50-х годов Япония заняла 1-е место по выпуску фильмов в мире. Фильм Акиро Куросавы «Расёмон», который вышел в этот период, получил почетную награду «Золотой Лев» Венецианского фестиваля и премию «Оскар» (1952 год) в номинации «Лучший фильм на иностранном языке».

70-е годы ознаменовались для японского кино возможностью участвовать в иностранных кинопроектах.

80-90-е годы — время кризиса японского кино. Фильмы Японии начинают жестко конкурировать с американскими, появляются малобюджетные авторские киноленты, в которых описываются социальные проблемы общества.

Спустя несколько лет кинематограф Страны восходящего солнца начинает экранизировать книги японских писателей, перенимает практику создания фильмов разных жанров у американцев и переделывает ее на собственный лад.

Синоби (2005)

Япония в 1614 году наконец-то смогла объединиться под предводительством первого сёгуна Токугавы. На представителей двух кланов — Генноске и Оборо — возлагается тяжелая ноша, ведь только они могут положить извечный конфликт между родами Ига и Кога.

Только с помощью их любви удастся остановить кровопролитие между кланами ниндзя. Тем не менее, Токугава организовывает заговор, который вновь разжигает противостояние. Генноске считает, что единственный способ решения вопроса – мир, в то время как Оборо привык решать все конфликты только с помощью силы. Смогут ли они сохранить свои чувства во время открытой вражды их кланов?

Жанр: история

Лучшие фильмы Японии этого жанра повествуют о гражданской войне и самураях:

  • «Солнечные сказания о последних днях сёгуната» (1957 год). События, происходящие перед реставрацией эпохи Мэйдзи, представлены как исторический бурлеск с нотками черного юмора. Это первый исторический комедийный фильм о самураях.
  • «Телохранитель» (1961 год). Самураи-одиночки были редким явлением в XIX веке, но когда они появлялись в городе или деревне, жители могли быть уверены, что вся несправедливость будет искоренена.
  • «Харакири» (1962 год). Харакири – давняя самурайская традиция и, по сути, добровольный процесс, к которому никто не принуждает. Однако есть определенные правила для осуществления этой процедуры. Но, видимо, сама судьба не хочет, чтобы главный герой фильма приступил к умышленному самоубийству – практически перед самым «мероприятием» загадочным образом исчезают три самурая, которые должны были присутствовать во время харакири.

Женщина в песках (Suna no onna), 1963

Фильм режиссера Хироси Тэсигахары, который показывает немного фантазийную, но очень натуральную притчу.

Молодой ученый, изучая насекомых пустыни, оказывается в неудобном положении: он опоздал на последний автобус в город, и теперь ему придется принять предложение местных жителей. Он соглашается переночевать у молодой вдовы, дом которой находится в песчаной яме.

Наутро оказывается, что ученый не может выбраться из ямы – пропала лестница, ведущая наверх, и теперь ему придется помогать женщине вычерпывать песок, который насыпался за ночь из-за ветра. Она, как Сизиф, каждый день убирает песок, чтобы назавтра начать сначала – это и есть вся ее жизнь.

Лента получилась чувственной, эротичной, очень пронзительной. Возможно, вам даже понадобится пересмотреть фильм еще раз, чтобы больше проникнуться его атмосферой. Критики отмечают, как хорошо и тонко режиссеру удалось передать перемены в главном герое. Как он смиряется с судьбой, как постепенно перенимает уклад жизни местных жителей и, наконец, становится одним из них. Некоторые говорят, что этот фильм по-своему страшен, после него мурашки по коже еще долго не проходят.

Унесённые призраками (Sen to Chihiro no kamikakushi), 2001

Классика от Хаяо Миядзаки на все времена. Настоящий перевод названия: «Сэн и таинственное исчезновение Тихиро».

Мультфильм рассказывает о семье, переехавшей на новое место и заблудившейся по дороге к дому. Они попадают в пустующий городок, и тут их поджидает странная и необычная ловушка – невероятное количество еды на любой вкус. Родители Тихиро, ничего не подозревая, стали пробовать блюда, и чем больше они ели, тем больше им хотелось. И в конце концов они превратились в бездумных свиней – что и было целью колдуньи Юбабы. И теперь девочке Тихиро предстоит не только выжить самой в странном городе, но и спасти родителей.

Для этого она нанимается к колдунье на работу и получает новое имя – Сэн. Теперь ей нужно выполнять необычные поручения, стараться угодить странным гостям купален Юбабы и помогать своим новым друзьям.

В мультфильме нет голливудской жестокости, но много очень милых персонажей, тайн и загадок, отличные рисовка и сюжет, и даже страшные события наводят на размышления, но никак не отпугивают.

Очень японский хоррор: 7 фильмов, после которых действительно страшно

Критики отмечают парадоксальное для фильма ужасов смешение жанров в «Кинопробе» Такаси Миике: мелодраматический сюжет семейной драмы оборачивается жестоким триллером, способным повергнуть в шок далеко не самых впечатлительных зрителей. Картина практически лишена мистики и традиционных демонов и призраков, зато изобилует ужасами обыденности и вариациями на тему сексуальной ущемленности женщин в Японии. На эту картину безусловное влияние оказала богатая национальная традиция легкого порно с садомазохистическими чертами и виктимными жертвами. После нескольких скандальных показов на кинофестивалях, где картина вызвала негодование и гнев у западных борцов за права женщин, Такаси Миике стал вторым по популярности в Европе японским режиссером после Такеси Китано. А Квентин Тарантино назвал «Кинопробу» одним из лучших фильмов начиная с 1992 года.

Сюжет. Вдовец Аояма принимает предложение старого друга кинопродюсера использовать кинопробы к новой ленте в качестве смотрин. Еще просматривая резюме девушек, Аояма влюбляется в одну из них, молодую, в прошлом балерину, красавицу Азами Ямазаки. После ночи, проведенной вместе в гостинице, девушка неожиданно пропадает, и обезумевший от любви Аояма, пытаясь ее разыскать, приходит в балетную школу, где когда-то танцевала Ямазаки. Из воспоминаний учителя танцев зритель узнает о издевательствах, которым подвергалась девочка. Около половины фильма зритель недоумевает, чем же «Кинопробы» зацепили Тарантино и когда же эта психологическая семейная драма превратится в обещанный в кровавый триллер. Но очень скоро становится ясно, что молчаливая красавица, в которую без памяти влюбился Аояма, оказывается настоящей садисткой, готовой мстить за детские травмы с яростью и изощренностью, достойной неуспокоенного злого духа – юрэя.

Источник зла. Миике в качестве объекта зла выбрал молодую красивую женщину, изуродованную, по Фрейду, в детстве. Сексуальное насилие, фетиш детскости в женщинах любого возраста (недаром все традиционные женские имена заканчиваются иероглифом «ко» — «ребенок») оказали бесспорное влияние на «Кинопробу».

Жуткая сцена. Сидя у себя дома в кресле, Аояма выпивает виски, в который девушка уже подмешала парализующий наркотик. Мужчина галлюцинирует и видит встречи с Ямазаки, где она рассказывает, как над ней измывались родные и отчим, видит умершую жену, которая пытается отговорить его от встреч с Ямазаки. Видит он и человека без языка, ног и пальцев на руках, спрятанного в мешке в комнате у своей возлюбленной. Очнувшись, Аояма обнаруживает Азами рядом – на ней кожаный фартук мясника и черные резиновые перчатки до локтей. При ней набор акупунктурных игл, которые она втыкает своему кавалеру в солнечное сплетение и в глаза, детским голосом приговаривая: «Глубже-глубже-глубже». Даже отрезая несчастному мужчине ноги зазубренной проволокой, Азами выглядит так, словно для нее это все детская игра, а в кадре постоянно появляется ее довольное лицо. «Истории ужаса из Токио»

Сборник из пятнадцати короткометражек, снятых по сюжетам как традиционных японских кайданов, так и современных городских легенд, собранных по всей Японии.

Признания

6 место в рейтинге японских фильмов занимает драма «Признания». Картина появилась в прокате в июне 2010 года. Она моментально заслужила одобрительные отзывы критиков и простых обывателей, любящих качественное, осмысленное кино, созданное по канонам напряжённого психологического триллера с оригинальной задумкой.

Школьная учительница недавно потеряла дочь. Убитая горем женщина старается сохранять хладнокровие и внешнее спокойствие. Однажды она приходит в класс, чтобы провести последнее занятие. Ученики не замечают, как резко поменялись роли, урок пройдёт явно не по стандартному плану.

Ты сияешь в лунном свете (2019)

Дорама в стиле фэнтези снята по роману Тэцуя Сано «Ты сияешь лунной ночью». Озвучка на русском языке добавила красивому японскому фильму поклонниц, мечтающих о порции романтики и светлой грусти. Сюжет про влюблённых, не имеющих будущего из-за болезни, весьма распространён в кинематографе Японии. На этот раз у старшеклассницы Мамидзу эффектное, но смертельное люминесцентное заболевание – под светом луны тело девушки мерцает, и чем ближе конец, тем ярче сияние. Мамидзу нельзя выходить за пределы больницы, поэтому мечты возлюбленной воплощает её парень Такуя.

Оригинальное названиеKimi wa Tsukiyo ni HikarikagayakuЖанрМелодрама, фэнтезиАктерыМэй Нагано, Такуми Китамура, Кёко Хасэгава…СтранаЯпонияРейтингIMDb – 6.1

Жанр: драма

Драматические фильмы японского производства могут растрогать любого зрителя, они поднимают не только социально важные проблемы, но и показывают всю палитру человеческих чувств без наигранности, юмора и лжи. К лучшим драмам можно отнести:

  • «Токийскую повесть» (1953 год). Пожилая семейная пара приезжает в Токио навестить детей, вот только тем сейчас не до стариков, они заняты своей жизнью и делами. Они даже не задумываются о том, что родителей однажды не станет. И те действительно умирают.
  • «Легенду о Нараяме» (1983 год). Чтобы выжить, люди готовы пойти на все. В одной далекой деревне практиковалась практика по умерщвлению бесполезных для общества людей. Больных младенцев убивали сразу после рождения, а пожилых стариков дети вынуждены были относить на вершину горы Нараяма.

Расёмон (Rashômon), 1950

И снова Акира Куросава. Не длинный (по меркам Куросавы) фильм «Расёмон» стал первой лентой, вышедшей на мировые экраны – и потряс их. Сюжет рассказывает о нескольких людях, прячущихся от дождя у ворот Расёмон и рассказывающих о показаниях, которые недавно давали в суде о смерти самурая и изнасиловании его жены.

С удивлением они обнаружили, что все они хоть и говорят об одном и том же событии, но говорят разное. Да еще и убийца самурая и жена погибшего тоже рассказывали свои противоречивые истории. В итоге получается несколько версий событий, но какая из них верна?

Но это не детектив, это фильм о людях и их лжи. Или их правде, которая у каждого своя. В 2008 году фильм был отреставрирован и оцифрован. Тогда же он получил еще несколько премий к уже имеющимся.

Почему ты не играешь в аду? (2013)

Якудза Тайдзо обещал жене, севшей в тюрьму на 10 лет, что их дочь Мицуко сыграет роль в кино. В последний момент отцу удаётся выполнить клятву – он находит любителя-киномана со съёмочной группой, снявшего на камеру реальную битву кланов с участием девушки. У актёра, исполняющего роль режиссёра-фанатика, на съёмках от усердной игры поднималась температура до 39 градусов. Несмотря на фонтаны крови и отрубленные конечности, на выходе получился интересный японский фильм в комедийном стиле, с мультяшными свирепыми разборками.

Оригинальное названиеJigoku de naze waruiЖанрБоевик, комедияАктерыДзюн Кунимура, Фуми Никайдо, Синъити Цуцуми…СтранаЯпонияРейтингКинопоиск – 6.7, IMDb – 7.2

Деревня Инунаки (2020)

Toei Company

Встречайте фильм от создателя «Проклятия» Такаси Симидзу. Действие происходит в реальном месте в Японии – туннеле Инунаки в префектуре Фукуокана острова Кусю. Это один из самых часто посещаемых регионов страны благодаря убийству, которое произошло там много лет назад.

В 1988 году группа подростков подверглась жестоким пыткам и была подожжена в туннеле другими подростками, которых арестовали и осудили. И если туннель настоящий, то существование поселка все еще оспаривается. Говорят, что он располагается в конце туннеля, но есть одно «но»: сегодня туннель закрыт по загадочным обстоятельствам.  

Этот фильм рассказывает о молодом психологе, который отправляется в жуткое место и пытается раскрыть его секреты.

1Мемуары гейши / Memoirs of a Geisha (2005)

И несомненно, этот фильм достоин попасть в этот список хотя бы в качестве бонуса, несмотря на американское производство. Он снят по бестселлеру Артура Голдена, который рассказывает историю гейши Саюри.

Юная девочка с серыми глазами попадает в место, где воспитывают гейш. Там она вынуждена пройти множество испытаний, безответную любовь, войну и стать одной из самых известных гейш. Несмотря на негативные отзывы из Японии и Китая, фильм удостоился множества наград.

Шедевры японского кинематографа невозможно пропустить мимо, ведь они отличаются необычным шармом и созданы для настоящих эстетов.

Телохранитель (Yôjinbô), 1961

«Телохранитель» — тоже фильм Акиры Куросавы. Он довольно легко и непринужденно повествует о небольшом эпизоде из жизни городка незадолго до революции Мэйдзи (19 век). Бедный самурай решает помочь жителям города, который терроризируют местные бандиты. А те только дерутся и играют в кости целыми днями да ненавидят друг друга. А что самое неприятное: молодежь стремится уйти в бандиты, потому что хочет легкой красивой жизни.

Этот фильм отличается от подобных тем, что самурай-помощник не бросается грудью на амбразуру, а хитростью стравливает банды «Беглые преступники» и «Игроки» между собой, чтобы потом добить оставшихся. Для этого он нанимается в одну из банд телохранителем, до этого устроив показательную расправу над членами второй бандой. А потом начинает игру «на два фронта».

Некоторые могут возразить, что фильм не настолько хорош, чтобы находиться в ТОП-10, однако у него неспроста такой высокий рейтинг: лента отличается тем, что в ней используется особенная операторская и актерская работа, а сам фильм рассказывает об игре на людских пороках и желаниях. В целом получилось ненавязчиво и интересно, даже есть над чем посмеяться – там много юмористических персонажей.

Немного о зомби

И какие же могут быть фильмы ужасов без зомби? Истории об оживших мертвецах, не только жуткие, но и модные. Японские фильмы про зомби-апокалипсис заняли свою нишу в мировом кинематографе. Может быть, они немного непривычны европейскому глазу, но смотрятся на одном дыхании. Японские фильмы про зомби представлены такими лентами, как «Дешевые отходы» (2000 год), «Доспех: самураи-зомби» (2008), «Цок-Цок» (2009 год), «Адский драйвер» (2010 год).

Но самым лучшим можно назвать фильм «Мисс Зомби», 2013 года выпуска. Если первые японские фильмы про зомби пытались соответствовать мировым стандартам этого жанра, то в «Мисс Зомби» ожившие мертвецы не представлены в виде чудовищ с наклонностями к каннибализму. Сара – женщина-зомби, которая находится в подчинении у одной семьи. Она – обычная служанка, и члены семьи, в частности жена хозяина дома и их сын, воспринимают ее как человека. Но обществу невыносимо от того, что кто-то не такой, как все. Люди хотят уничтожить Сару, вот только она и так мертвая, но продолжает жить ради чужого одинокого ребенка, который постоянно держит ее за руку.

Этот фильм больше похож на социальную драму, где есть толпа, сторонние наблюдатели и одиночки, всегда идущие против всего мира.

Дневник Умимати (2015)

Теплый семейный фильм о родственных связях. Сати, Ёсино и Тики – сестры. 14 лет назад они потеряли родителей. Нет, они не погибли. Отец ушел к другой женщине, а мать бросила девочек, так как не могла справиться со своим горем. Их воспитала бабушка, но главой семейства пришлось стать Сати, которая на тот момент еще училась в школе. Забота о младших сестренках легла на ее хрупкие плечи. Когда девушки повзрослели, они остались самыми близкими людьми друг для друга. Когда их отец умирает, они решают попрощаться с ним и приезжают на похороны. Девушки узнают, что у отца были дочь. 13-летняя Сюдзю осталась сиротой. Сати, Ёсино и Тики делают ей предложение, от которого она не может отказаться. Сюдзю дает свое согласие, теперь она будет жить вместе с сестрами…

Клуб самоубийц (2001)

Omega Project

В этом фильме, как и в «Догонялках со смертью», тоже есть одна из самых тревожных начальных сцен в фильмах ужасов: держась за руки, 54 школьницы совершают массовое самоубийство, бросаясь под встречный поезд. Взрыв крови на ничего не подозревающих пассажиров надолго останется в вашей памяти.

Страну охватывает волна, казалось бы, не связанных друг с другом самоубийств, а полиция обнаруживает веб-сайт, на котором отображаются смерти до того, как они происходят в реальной жизни.

Концепция фильма является инновационной и содержит социальную критику, учитывая высокий уровень самоубийств в Японии, а также комментарии о том, как увлечения поп-культурой могут влиять на фанатов. Это зловещий и таинственный фильм, который снял режиссер уже известных нам «Догонялок со смертью», Сион Соно.

Догонялки со смертью (2015)

Sedic Deux Inc. 

В этом нетрадиционном, причудливом и феминистском фильме ужасов есть одна из самых абсурдных вступительных сцен, которые вы можете себе представить в кино: школьница Мицуко едет в автобусе со своими одноклассниками. Ничто не предвещает беды, но внезапно некая невидимая сила разрезает автобус пополам, оставляя главную героиню единственной выжившей.

После этого вместе с Мицуко мы погружаемся в кровавый хаос, по мере того как девушка борется за свою жизнь, оказываясь в более жестких условиях.

Это шокирующая, творческая и странная история, которая также затрагивает проблему объективации женщин. Вы не пожалеете, что подарили полтора часа своего времени этому фильму.

Бродяга Кэнсин (2012)

Популярный японский фильм основан на первой части легендарной манги об убийце Кэнсине, ставшем самураем-бродягой и защитником людей во искупление былых грехов. В Токио его пути пересекаются с красавицей Каору, инструктором школы кэндо. Однако отношениям мешает вмешательство опиумного дельца, банде которого понадобился додзе Каору. Для Кэнсина вновь настаёт время крушить врагов. Плюсом киноадаптации манги стали костюмы и декорации Японии XIX века, а также минимум компьютерной графики в боевых сценах.

ТрейлерОригинальное название: Ruroni Kenshin: Meiji kenkaku roman tan Жанр: Боевик, драма, мелодрама Актеры: Такэру Сато, Ю Аои, Эми Такэи, Го Аяно… Страна: Япония Рейтинг: Кинопоиск – 7.5, IMDb – 7.5

Кинопроба (1999)

Omega Project  

В эпоху, когда в японском мире ужасов вовсю царили призраки, «Кинопроба» показала, что сами люди намного хуже мистических существ. Мужчина, который 7 лет назад потерял жену, проводит прослушивание, чтобы найти новую подругу, и влюбляется в очаровательную женщину по имени Асами.

В ее поведении нет никаких странностей… за исключением таинственного мешка в ее квартире, который иногда двигается, и ее знакомых, которые вовсе отсутствуют.

Этот фильм хорошо известен своим длительным и ужасающим графическим кульминационным моментом. Сначала вам покажется, что вы смотрите романтическую драму, но затем вы увидите, как она постепенно превращается в самый страшный фильм, который вы когда-либо видели.

4. Фейерверк

Дата первого показа для массовой аудитории — 3 сентября 1997 г. Такеши Китано выступил сценаристом, режиссёром и даже художником (в кадрах появляются его картины). Также в одном из лучших фильмов, снятых в Японии, была задействована дочь мастера. Она исполнила роль малышки, бегущей по береговой линии с воздушным змеем. История со множеством многогранных образов целиком получила олицетворение в названии. Дословно оно переводится как «Цветы в огне», соединение символов жизни и неминуемой гибели.

Полицейский, вышедший в отставку, переживает тяжёлые времена: его супруга тяжело больна, лучший друг поражён неизлечимым недугом. Не даёт спокойно жить и обещание, данное жене погибшего при исполнении товарища. Мужчина отправляется в поездку по Японии, чтобы даровать любимой женщине счастливые моменты созерцания и умиротворения, а сам в это время принимается решать проблемы, бескомпромиссно и напористо, не оставляя шансы никому, кто встаёт у него на пути со злыми, нечестными намерениями.

Беспредел (2010)

Эффектный гангстерский фильм про горячих японских парней с натуралистичными сценами и захватывающим сюжетом про передел власти. Якудза Отомо наблюдает, как члены преступных кланов попирают клятвы и традиции в борьбе за влияние в новых условиях. Время суровых героев со старинным кодексом чести уходит с криминальной сцены Японии. Пробил час финансистов с двойной игрой, предательством и пренебрежением к данному слову. Какие метаморфозы происходят с членами якудзы в мире коррупции, где деньги решают всё?

Оригинальное названиеAutoreijiЖанрКриминал, драма, триллерАктерыТакеши Китано, Киппэй Сина, Рё Касэ, Фумиё Кохината…СтранаЯпонияРейтингКинопоиск – 7.1, IMDb – 6.8Возрастные ограничения18+

Харакири (2011)

Отчаявшийся ронин Хаширо приходит к главе могущественного клана Ли с просьбой совершить в их резиденции старинный обряд. Мужчина уверен, что харакири – единственный выход из сложившейся ситуации, но у хозяина имения свой взгляд на происходящее. Стареющий Кагаю рассказывает гостю историю ронина Мотоме, который однажды явился с такой же просьбой. По мере повествования Хиширо находит много совпадений со своей судьбой, где были любовь, предательство, утрата, и жажда мести.

Оригинальное названиеIchimeiЖанрДрамаАктерыКодзи Якусё, Мунэтака Аоки, Наото Такэнака…СтранаЯпония, ВеликобританияРейтингКинопоиск – 7.4, IMDb – 7.3Возрастные ограничения18+

10. Звонок

Открывает наш рейтинг лучший японский фильм ужасов – «Звонок». Премьера состоялась 31 января 1998 г. Фильм, ставший эталонным в своем жанре, способен напугать и почувствовать себя неуютно даже тех, кто настроен скептически и готов смотреть ужастики в качестве банального развлечения. Особая «фишка» — несколько секретных приёмов в операторской работе, которые придают происходящему на экране истинную жуткую, демоническую атмосферу. В основе сюжетной линии — литературный художественный труд с аналогичным названием, автор — Кодзи Судзуки.

Журналистка, чья близкая родственница недавно погибла по невыясненным причинам, начинает расследование таинственных происшествий. Они связанны с просмотром видеокассеты. Каждый, кто посмотрит кадры этой плёнки, слышит звонок, а потом — в скором времени погибает при загадочных обстоятельствах. В стремлении установить истину и поведать о ней миру, женщина решает тоже просмотреть видео и… погружается в мрачный мир безумных проклятий, которые неминуемо настигнут свою жертву.

Заключение

Как уже ранее описывалось, японские фильмы – это нечто созерцательное. Отсылаясь к буддизму, который учит всеобщей просветлённости, можно сказать, что японское созерцательное кино как раз отсылает к высшей точки духовного познания – к нирване. Японские фильмы неторопливы, человек как будто попадает в сам фильм. Наличие очень малого числа диалогов или почти их полное отсутствие заставляет задумываться не над внешней оболочкой самого фильма, а над тем, что же режиссер хочет нам сказать. Созерцательность фильма, так же как и его тишина даёт предпосылки подсознанию. Наверное, во время просмотра японских фильмов именно созерцательного жанра, отдыхает не только тело, но и разум и душа.
И нельзя не сказать пару слов о японских фильмах ужасов, которые прославились на весь мир благодаря американским римейкам. Самые знаменитые из них это, пожалуй, «Звонок» и «Проклятие». В обоих фильмах фигурирует образ зла в целом в лице маленькой мёртвой девочки (или мальчика, как в «Проклятии»), которые мстят за свою смерть. Одним из важнейших элементов синтоизма является отношение японцев к духам умерших людей. Почитая и уважая их, в фильмах этого жанра, напротив, японцы пытаются уничтожить зло в лице этих духов. Можно сказать, что этим режиссёры пытаются показать какую-то боязнь перед духами. Люди боятся чем-то разгневать духов и тем самым навлечь на себя их ярость.

Еще можно, кроме самого кинематографа, рассмотреть напоследок одно из самых знаменитых культурных направлений Японии, а именно анимационное направление. Аниме – это мультфильмы, которые во всём мире смотрят и взрослые и дети. Одними из самых популярных аниме, известных во всем мире широкой аудитории, являются, пожалуй, рисованные шедевры Хаяо Миядзаки «Ходячий замок» и «Унесённые призраками». В последнем мультфильме были использованы очень многие божества, ками, которые помогали маленькой девочке выбраться из мира призраков и при этом спасти своих родителей.

Эстетика всего японского кинематографа включает в себя умиротворенность дзен-буддизма, его созерцательную основу. И, конечно, в большинстве фильмов или аниме японцы стараются воздать уважение и тем божествам или духам, которым они поклоняются.
В этом, возможно, заключается главная эстетическая линия японского кинематографа. В познании жизни простых людей через призму мифологических и философских знаний этого народа. Ермолович Евгения, Энциклопедия для детей. Т.6 Религии мира. ч.2. М:Аванта+,2004., Козловский Ю.Б. Философия экзистенциализма в современной Японии. М., 1975, Wikipedia.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector